Каталог ковров Производители
Подобрать ковер
от до
от до
Полезная информация Все статьи

Азербайджанские

   На протяжении тысячелетий жители и народы проживающие на территории современного азербайджана рождались и умирали на коврах. В истории каждого народа на нашей планете присутствует область искусства, которая отражает богатство духовного мира этого народа. Для азербайджанцев этим видом искусства несомненно является ковроделие.

Торговля коврами в городе Гянджа. Азербайджан. Конец XIX века.

   Ковроткачество зародилось на территории Азербайджана в древнейшие времена, о чём свидетельствуют множественные остатки древних ковроткацких инструментов, которые находят археологи на территории Азербайджана. Судя по археологическим раскопкам, искусство ковроделия возникло на территории древнего Азербайджана примерно во II-м тысячелетии до начала нашей эры. Но вместе с тем есть и более ранние свидетельства о производстве ковровых изделий на азербайджанской земле. Ещё в V веке до начала нашей эры древнегреческий писатель и историк Ксенофонт писал, что персы переняли у народов северной Мидии – древних предков современных азербайджанцев – обыкновение использовать ковровые изделия не только в быту, но и для украшения домашнего интерьера.

   С начала VI века данные о азербайджанском ковроделии становятся более точны. Описания ковровых изделий  донесли до нашего времени произведения таких азербайджанских поэтов как Низами Гянджеви (поэт XII века), Катран Тебризи (поэт XI века), Хагани Ширвани (поэт XII века). Азербайджанские ковры можно встретить на картинах голландских, итальянских и фламандских живописцев XIV – XVIII веков. Великолепные старинные азербайджанские ковры украшают мировые музеи. Исследования доказывают, что кавказское ковроткачество берёт своё начало именно из Азербайджана.

   На сегодняшний день по различным художественным и техническим характеристикам выделяют следующие школы азербайджанского ковроделия: Ширванская, Бакинская, Кубинская, Казахскую, Гянджинскую, Тебризскую и Карабахскую.

   Ширванская ковровая школа – в основном ширванские ковры небольшого размера. Основным материалом для изготовления ковров этой школы является шерсть. Дизайн и богатая композиция ширванских ковров известны еще со средних веков. При производстве этих ковров используется особая техника плетения позволяющая разместить до 3000 узелков на одном дециметре квадратном. В цветовой гамме ширванских ковров присутствуют как светлые, так и тёмные тона. Основными цветами фона являются синий и красный с комбинациями зелёного

Ковер "Центры ковроткачества Азербайджана" из Музея Ковра имени Лятифа Керимова. 1984 год.

   Бакинская ковровая школа – территориально в бакинскую школу входят апшеронские сёла, а за пределами Апшерона в бакинскую школу включён регион Хызы. Ковры этой школы можно охарактеризовать интенсивностью и мягкостью цветов, а также довольно оригинальными геометрическими узорами. Часто в центре бакинских ковров изображается шестиугольный или четырёхугольный медальон. Плетение ковров данного региона средней толщины, покрой несколько рыхлый, узел симметричен.

Ковер из Баку "Хила-Бута". XVIII век.

  Кубинская ковровая школа – к этой школе относятся северо-восточные регионы Азербайджана. Ковры кубинской школы обычно украшаются сложными медальонами. Композиции этих ковров весьма разнообразны. Цветовая гамма весьма обширна, используются как мягкие, так и тёмные цвета. Ворс у кубинских ковров высокий и бархатистый, а также весьма упругий. В качестве материала для производства ковров служит нежная шерсть.

 Казахская ковровая школа – к этой школе относятся следующие районы азербайджанского ковроделия: Казахский, Таузский и Агстафинский, а также области Борчалы и Гокчи в Грузии и Армении соответственно. Основной материал, использующийся при производстве казахских ковров – шерсть. Основные цвета, используемые мастерами данной школы для оформления ковров – синий, красный, а также цвет слоновой кости. Казахские ковры относят к «грубошерстным» коврам. Ворс ковров высокий, плетение используется симметричное. Казахские ковры тяжёлые по весу. Плотность ковров этого регион колеблется от 800 до 1000 узлов на один дециметр квадратный.

   Гянджинская ковровая школа – к этой школе относят близлежащие к городу Гянджа села, а также Геранбойский, Кедабекский, Самухский и Шамкирский районы. Для оформления ковров этой школы мастера коврового дела используют восьмиугольные орнаменты, звёзды, а также три одинаковых симметрично расположенных медальона. Традиционные цвета гянджинских ковров – насыщенный красный, синий и тёмно-синий, но используются и жёлтые, зелёные, бежевые, коричневые и чёрные цвета. Для данных ковров характерна вытянутая форма. Ворс высокий.

   Тебризская ковровая школа – к данной школе относят районы современного Иранского Азербайджана. Тебриз на протяжении веков являлся центром по производству самого широкого спектра ковровых изделий, и на сегодняшний день ковры, произведённые в этом регионе, очень высоко ценятся знатоками искусства. На протяжении долгого времени в Тебризе ткались ковры для нужд шахского двора, в связи с этим в город по приглашению съезжались лучшие мастера ковроткацкого дела со всего Ирана.

Ковер "Афшан". Тебризская школа. XIX век.

   Особенно стоит выделить карабахскую ковровую школу. Здесь испокон веков ткались ковры великолепного качества. Местные мастера ткали ковры в большинстве своём для продажи. Карабахские ковры с успехом реализовывались на Иранских и Турецких рынках, что говорит о том, что азербайджанские ковры довольно высоко ценились.

   В XIX веке центром карабахского ковроткачества становится Шуя, столица Шушинского или как его ещё называют Карабахского ханства. Именно в этом городе к традиционным орнаментам и композициям мастера коврового искусства начинают добавлять новые ковровые композиции, такие как: «Булут», «Сахсыда гюлляр», «Бахчада гюлляр», «Атлы-итли».

   Орнаментальные ковры из Карабаха делятся на следующие группы: Халы, Джанамаз, Геба, Гаджары, Чул.

   Халы – эта разновидность ковров самая большая по размерам в сравнении с другими традиционными группами. Халы довольно часто ткутся в так называемых ковровых комплектах. Длина этих ковров доходит 6 метров.

  Джанамаз – это молитвенные коврики небольшого размера для совершения намаза. Отличительная особенность «Джанамаза» это изображение алтаря указывающего направление на Мекку – «Мехраб».

   Геба – эта разновидность ковров короче ковров «Халы». «Геба» наиболее распространённая разновидность ковров в Азербайджане. В основном такие ковры стелились на пол, но коврами средних размеров называемых «Тахтусту» жители Азербайджана также покрывали кровати.

   Гаджары – ковровое изделие овальной формы, которым покрывали седло.

   Чул – вид коврового изделия, который использовали знатные люди для согревания лошади в холодную погоду, в передней части такого изделия присутствовали парные крылья.

   Орнаментальные ковры Карабаха можно разделить на 2 группы – «хончалы» и «хончасыз». Ковры с орнаментом «хончалы» не имеют медальонных узоров, а ковры «хончасыз» имеют такие узоры.

   В особую группу можно выделить карабахские медальонные ковры: «Челеби», «Гарабах», «Ханлыг», «Дарья-нур», «Малыбейли», «Гасымушагы».

   Также среди карабахских ковров можно встретить все известные виды безворсовых ковров: сумахи, зилли, килимы, верни, шадда, паласы, мафраши.